Детей необходимо с раннего возраста обучать ПДД, чему способствуют автогородки. Они являют искусственно созданную транспортную среду – модель масштабированного городского пространства для пешеходов, автомобилей. Автогородки нужны для эффективного обучения правилам, развития навыков вождения.
Основные задачи автогородков следующие:
· формирование основ дорожной культуры;
· проведение занятий по ПДД на практической модели;
· развитие понимания правил взаимодействия водителей и пешеходов на дороге;
· формирование ответственного отношения, уважения к иным участникам движения.
Воспитанники детсадов, ученики школ, благодаря автогородкам, получают навыки экологичного поведения на улицах.
Визуально автогородок напоминает площадку с прочным покрытием, выполненную в масштабе 1:1 или 1:2. Здесь искусственного создана инфраструктура дорожного движения, включая дороги, светофоры, дорожные знаки, парковки. Дети смогут освоить широкий спектр ПДД на собственном опыте и приобрести ранние навыки вождения.
Базовые критерии создания грамотно смоделированного проекта автогородка следующие.
1. Цель обучения подрастающего поколения: определение конкретных знаний, навыков, которые необходимы для развития детей конкретного возраста в области дорожной безопасности.
2. Учёт возрастных особенностей, уровня развития детей для определения сложности модели городка, соответствующих элементов.
3. Определение доступного пространства для создания автогородка, учёт требований, предъявляемых к площади. Она достаточно просторной для функционирования инфраструктуры, активного участия детей.
Масштаб поля напрямую зависит от размеров доступной территории, задач обучения. Оборудование часто включает масштабированные здания, дороги с разметкой и специальным покрытием, знаки, различные типы светофоров, ограждение, симуляторы автомобилей, пешеходные дорожки, остановки общественного транспорта.
Тематика занятий для детей с использованием зоны автогородка
Используя площадку автогородка, можно провести занятия для детей, определяя следующие тематики.
1. ПДД: сигналы светофора, автомобилей
2. Движение по прямой и повороты.
3. Остановки автомобилей.
4. Уступи дорогу: правила пешеходных переходов.
5. Дорожные знаки, их значения.
6. Обгон и маневрирование автомобилем.
7. Безопасность во время движения, использование ремней безопасности.
8. Тормозной путь: успеет ли водитель затормозить?
9. Основы парковки автомобилей.
10. Основы взаимодействия с участниками движения: пешеходы, велосипедисты.
11. Как перейти дорогу в условиях непогоды?
12. Безопасный выход из сложных ситуаций на дороге.
13. Базовые правила поведения на стоянке, заправочной станции.
14. Практикум для пешеходов: движение по тротуару переход дороги.
15. Элементы дорожной безопасности для велосипедистов: шлемы, предупреждающие жилеты, световозвращающие элементы.
16. Пешеходные переходы: регулируемые и нерегулируемые.
17. Островок безопасности: что это?
Планировка зоны автогородков: базовые требования
Площадь территории, которая выделяется на обустройство автогородка, определяется вариативностью дорожной инфраструктуры. Если автогородок небольшой, то в основу моделирования закладывается воссоздание наиболее опасных дорожных участков, где часто происходят ДТП с участием детей. Главная цель – пояснить юным пешеходам опасность определённых участков дороги, научить грамотно действовать.
Рассмотрим основные требования, которые учитываются при планировке поля автогородков.
1. Опасные участки дороги: создание ситуации, которые имитируют наиболее опасные места на реальных дорогах. Это могут быть перекрёстки с низкой видимостью, места с повышенными рисками: большой поток транспорта, школьная зона и т.д.
2. Реалистичная композиция пешеходных и автомобильных дорожек: необходимо учитывать разделение автомобильных и пешеходных зон, создать условия для безопасного движения пешеходов.
3. Выбор формы, конфигурации автогородка. Необходимо создать многообразные дорожные ситуации: перекрёстки, прямые повороты, развязки. Дети должны ознакомиться со всеми возможными ситуациями на дороге.
4. Максимальная реалистичность: использование реалистичных элементов дорожной инфраструктуры – светофоры, знаки, световые мигалки, разметка и т.д. Использование деталей, позволяющих на практике получить реальный опыт.
5. Включение вариативных типов перекрёстков: круговых, регулируемых, нерегулируемых. Это помогает школьникам, малышам из детсадов изучить правила приоритета и безопасного проезда.
6. Основные типы пешеходных переходов: зебры, светофоры, островки, которые необходимы для детального изучения нюансов перехода дороги пешеходами.
7. Наличие дорожек для выезда к месту хранения симуляторов сюмашин. Необходимо обеспечить безопасные условия для заезда/выезда детей на специальных транспортных средствах. Ширина выезда – 2+ м, дорожное покрытие должно быть твёрдым.
Устройство автогородка: техтребования
Рассмотрим перечень технических требований, которые предъявляются к устройству различных зон в автогородках. Они должны соответствовать определенным нормам: СП 4.13330.2012, СП 42.13330.2011.
1. Одна полоса движения шириной 1.6+ м для обеспечения безопасного движения авто.
2. Ширина тротуара должна быть не менее 0,8 м для обеспечения комфортного движения пешеходов.
3. Радиус поворота в минимуме составляет не менее 3 м с целью обеспечения автомобилем маневренности и возможности безопасно совершать повороты.
4. На нерегулируемых перекрёстках, примыканиях устанавливаются треугольники видимости. Их размеры сторон должны достигать 10 м с учётом условий «транспорт-транспорт» или «пешеход-транспорт», где допускается 8х10 м. За основу берётся скорость транспортного движения 10 км/ч.
5. Тротуары должны быть свободными от препятствий, ровными для обеспечения безопасного передвижения юных пешеходов.
6. Дорожки должны иметь достаточную несущую способность, чтобы выдерживать нагрузку от пешеходов и транспортных средств. Обычно они асфальтируются или используется бетонное монолитное покрытие. Тротуары ограждаются разметкой, бордюрным камнем.
7. Дорожные знаки, сигнальные огни, маркировка чётко видимая, разборчивая для ясного понимания принципов дорожного движения.
8. Велосипедные дорожки имеют следующие размеры: ширина – 1.2+ м, велосипедная полоса – 1+ м вдоль тротуара.
9. Обязательное условие – наличие пешеходных островков и светофоров на перекрёстках.
Использовать автогородки можно при плохой видимости, если наружное освещение будет хорошим.
Установка технических средств для организации изучения ПДД в автогородке
Обустройство техсредствами, позволяющими организовать дорожное движение включает применение различных инженерных решений, целью которых является обеспечение безопасности всех участников. Они базируются на ГОСТ Р 52290-2004; ГОСТ Р 51256-2011 и т.д.
Рассмотрим подробнее базовые аспекты устройства автогородков с использованием технических средств дорожного движения.
1. Соблюдение пропорции разметки. В соответствии с дорожными нормами и правилами, пропорции разметки на дорогах должны быть соблюдены для обеспечения удобства вождения, безопасности. Подразумевается ширина полосы движения и разделительной полосы, размещение разных символов, знаков. Например, ширина линии дорожной разметки должна быть 6-10 см, а материал, используемые для её выполнения – термопластик или краска с применением особых средств для улучшения светоотражения. Параметры некоторых линий разметки могут уменьшаться на 30-50% в соответствии с пропорциями – детальнее ознакомиться с данной информацией можно, изучив ГОСТы. Размеры штрихов должны соответствовать регламентам и ГОСТам. Ширина требует, чтобы штрих был узнаваем, чётко видим, его длина должна быть не менее 2 м. Использование вариативных штрихов – прерывистых, сплошных – применяется для обозначения различных зон или ограничений на дороге в автогорадке.
2. Дорожные знаки – одни из основных средств информирования и предупреждения водителей на дороге. Они могут указывать, насколько можно развить скорость, предупреждать о поворотах или препятствиях на дороге. Принципы изготовления дорожных знаков включают использование высококачественных материалов, обеспечение устойчивости к воздействию солнечного излучения, атмосферных условий. Знаки делятся на стационарные и временные. Стационарные устанавливают на постоянной основе в соответствии с дорожными условиями и требованиями безопасности. Временные устанавливают на период проведения дорожных работ; ограничений затрагивающих обычный порядок движения.
3. Расположение знаков. Дорожные знаки устанавливаются справа от проезжей части для обеспечения лучшей читаемости, видимости. Расстояние видимости знака от водителя составляет не менее 20 м для своевременного реагирования на информацию. Установка переносных дорожных знаков требует соблюдения определённых правил и норм. Они устанавливаются на специальные опоры или базы, которые обеспечивают устойчивость, защищают знаки от повреждений.
4. Очередность размещения знаков. Знаки разных групп на одной опоре устанавливаются в определённые последовательности – согласно с регламентом и правилами. Это обеспечивает логический порядок усвоения информации водителем. Например, сначала устанавливается предупреждающие знаки, затем – запрещающие или ограничивающие, затем – указательные. Это позволяет водителю сначала получить необходимую информацию о дорожной ситуации, после чего принимать соответствующие меры.
5. Установка светофора. Светофоры являются важным элементом организации дорожного движения, контроля перекрёстков. В автогородках используются различные типы светофоров – обычные с трёхцветными сигналами; светофоры с пиктограммами или дополнительными сигналами для пешеходов, велосипедистов. Напряжение для работы светофоров обычно составляет 220 В, а исходящее напряжение может быть уменьшено до 12 с использованием трансформаторов безопасности. Устанавливаются светофоры на определённой высоте – для обеспечения хорошего восприятия, видимости сигналов для всех участников дорожного движения. Место установки – высота 3-4 м над уровнем проезжей части. Пульт управления светофорами должен находиться на территории автогородка в специальном ящике, который закрывается на ключ; как вариант – находиться в командном пункте.
6. Схема управления светофорами. Управление осуществляется с помощью специального пульта, который может быть расположен на перекрёстке или в специальном помещении для удобства использования педагогом. Пульт позволяет контролировать работу светофоров в соответствии с дорожными условиями, регулировать интервалы сигналов, реагировать на изменения в потоке транспорта. Схема варьируется в зависимости от конкретных технических решений, требования и организации дорожного движения.
7. Элементы пассивной безопасности: бордюры, препятствия, прочие элементы, предотвращающие возможные аварии, повышающие уровень безопасности пешеходов.
Автогородок: базовые особенности учебного поля
Рассмотрим основные требования, которые необходимо учитывать при создании модели автогородка.
1. Безопасность: наличие безопасных покрытий, ограждений, которые предотвращают травмирование детей при падении.
2. Вариативность условий движения: наличие дорожных элементов разного типа – пешеходные переходы, перекрёстки, зоны ожидания, парковки, посадочные места.
3. Реалистичность: создание максимально приближённых к реальной ситуации условий, что позволяет хорошо закрепить и натренировать практические навыки.
4. Разработка обучающих программ, направленных на профилактику детской безопасности на дороге.
5. Разумное использование площади: учебное поле выполняется в оптимальном соотношении размеров, предоставляя достаточное пространство для обучения и тренировок.
Вот перечень задач, которые должен решать автогородок.
1. Повышение осведомленности о дорожной безопасности среди детей, родителей.
2. Обучение ПДД, формирование навыков управления самокатами, мопедами, велосипедами автомобилями у подростков, старшеклассников.
3. Тренировка детей в управлении велосипедами, самокатами, прочими средствами передвижения.
4. Развитие навыков взаимодействия с иными участниками движения.
5. Создание условий для проведения практических занятий, тренировок ситуационного характера.
Проектировать автогородок необходимо с учётом перечней особенностей.
1. Условия движения могут быть искусственно усложнены, чтобы предоставить детям возможность тренироваться в различных дорожных ситуациях.
2. Велодорожки должны быть оборудованы специальными участками для тренировки различных навыков: торможение, смена полосы, повороты, ускорение.
3. Размещение автогородка рядом с автодромом позволяет проводить совместные тренировки – например, для тренировки будущих водителей из числа старшеклассников.
4. Оборудование включает разметку дорожных знаков, светофоры, сигнализацию, дорожную разметку. Это позволяет максимально реалистично воссоздать дорожные ситуации.
5. Для проведения теоретических занятий предоставлятеся помещение; также необходимо предусмотреть места для хранения движимого оборудования.
Автогородок в обязательном порядке оснащается щитом с планом. Он необходим для обозначения и контроля прохождения тренировочного маршрута, оценки качества выполнения заданий.