Реалиями современной жизни становится возрастающее количество транспорта. Дороги располагаются буквально везде. Подрастающее поколение живёт в условиях стремительного, агрессивного движения автомобилей: с каждым днём гарантировать безопасность детям всё сложнее. Необходимо уже дошкольникам рассказывать о принципах безопасного поведения, изучать ПДД.
Роль каждого из нас может меняться. Как взрослые, так и дети, могут выступать в качестве пассажиров, пешеходов или управлять транспортными средствами. Все мы должны подчиняться законам ПДД. Необходимо воспитывать у молодого поколения осознанное поведение, вводить в норму чёткое соблюдение правил на улицах, тротуарах, дорогах. Формировать необходимые навыки может семья или дошкольные учреждения образования, школа.
Первые взрослые, которые способны создавать в уме ребёнка правильную модель поведения – родители. Они являются для малыша своеобразным образцом: теми, кому хочется подражать во всём. Воспитатель, беря эту особенность как базис, должен прививать своим воспитанникам умения, навыки, связанные с безопасностью перехода улиц, управления самокатами, велосипедами.
Роль воспитателя в данном вопросе следующая:
· практическим путём выработать навыки самостоятельности;
· изучить с детьми ПДД на доступном для их возраста уровня;
· показывать позитивные примеры;
· развивать навыки самостоятельности;
· способствовать развитию критического мышления.
Уже в детских садиках можно проводить агитбригады, развлекательные викторины, конкурсы, игры. Родителей стоит привлечь к созданию макетов для воспроизведения определённых ситуаций ПДД, прочих атрибутов, вроде дорожных знаков, светофоров.
В группах детсадов необходимо создать уголки со сменной, постоянно обновляемой информацией, которые помогают обучить малышей ПДД. У воспитателя должна быть необходимая литература методического характера. Главная задача детей в данном возрасте – игра: развитие, обучение базируется строго на ней. Для закрепления теории, поданной в доступном для понимания формате, необходимо использовать тестовые задания, игру «Вопрос-ответ» и т.д.
Стоит учитывать возрастные особенности малышей. Это уникальная категория маленьких пассажиров, пешеходов, поэтому вся информация должна преподноситься в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития. Лучше всего дети воспринимают ситуации, проигранные на практике. Вот почему стоит создать автогородок.
Данная модель – автогородок – максимально приближена к реальности. Педагог сможет в условиях абсолютной безопасности преподать ПДД, обучить маленьких пешеходов. В свою очередь, дети органично впитывают информацию, воспринимая её зрительно, с помощью лёгкой и увлекательной игры. Любую теорию необходимо обобщать, закреплять, проводя занятия на практике. В этом помогут реалистичные, детализированные макеты автогородка.
Слова дети часто не усваивают, ведь даже среди взрослых количество визуалов практически вдвое превышает количество аудиалов. Стоит делать акцент на зрительное восприятие, помогающее ребёнку быстро сориентироваться, лучше запомнить правила, понять их. Базовая цель создания макета автогородка – проведение практических занятий. Педагоги, обучая воспитанников правилам ПДД, решают следующие задачи:
· формирование у детей безопасных правил поведения;
· социализация, умение работать в команде;
· формирование позитивной самооценки, принципов самоконтроля;
· обучение правилам вежливости при нахождении в общественном месте – например, на остановке.
Визуально детский городок является макетом, простой стилизованный схемой микрорайона. Его главная цель – проведение ролевых игр, позволяющих изучить на практике ПДД. Дети приобретают навыки грамотного поведения на дорогах, остановках, тротуарах, улицах. Каждому ребёнку отводится определённая роль, причём роли эти могут меняться: пассажир троллейбуса, пешеход, водитель машины или велосипеда.
Рассмотрим цели создания симуляторы автогородка. Цель: практическим путём создавать и постоянно совершенствовать методику взаимодействия с детьми, формируя у воспитанников свод принципов осознанного поведения на улице.
Задач гораздо больше:
· создать среду для развития и приобретения практического опыта правильного поведения на улицах;
· формировать знание о ПДД;
· повышать качество преподавания у воспитателей, работающих с дошкольниками;
· обеспечить грамотное взаимодействие родителей, воспитателей и детей;
· проводить консультативные практики с родителями для формирования чувства ответственности за жизнь и здоровье детей.
Выделим спектр главных задач:
· выявить новые формы, методики взаимодействия с малышами, их родителями;
· создать план работы в автогородке для определённых возрастных групп детей;
· определить тему и задачи занятий, практикумов, игр в автогородке;
· разработать наглядный материал для взаимодействия с детьми – загадки, викторины;
· оснастить макет автогородка техсредствами, помогающими в организации движения на дорогах и улицах.
Ежедневно в детский сад приходят малыши, а задача воспитателей – подготовить их к социальному взаимодействию, уберечь от опасностей на улицах, остановках, дорогах. Данный вопрос формирует важное направление работы. Оно находится под контролем педагогов, родителей, ведь профилактика ДТП – это превентивный метод, позволяющий избежать травматизма и неприятностей.
Возведение автогородков для детей
Мы занимаемся созданием оборудования с последующим введением в эксплуатацию для детских садов, школ, которые организовывают методические центры для обучения детей ПДД с 2006 года. Цель создания автогородков – организация на их базе учебных центров для ознакомления педсостава, детей принципам безопасности, основам ПДД. С их помощью у подрастающего поколения формируются стереотипы грамотного поведения на дороге.
Макет или полигон визуально напоминает площадку на территории садика или школы, которая огорожена забором и включает перечень элементов дороги с соответствующей разметкой, масштабированных светофоров, симуляторов зданий. Максимальные размеры автогородка – 60x30 м, однако размеры могут варьироваться в зависимости от территории учреждения.
Значимый фактор для возведения макета – выбор покрытия. Следует учитывать, что занятия проводятся с воспитанниками детских садов и школьникам. Главные требования к покрытию – следующие: эстетичность, безопасность, большой перечень функций. Покрытие различается, в зависимости от класса макета:
· дорожка для пешеходов;
· автомобильная дорога;
· островок безопасности.
Стандартный вариант сочетания материалов: так, из асфальтобетона делается дорога для машин и пешеходов; островок безопасности озеленяется на основе торфяного грунта. Проезжая часть отделяется от зон насаждений, улиц, тротуаров с помощью бортовых камней, бордюров, прочих сооружений.
На макет автодороги наносится специальная дорожная разметка, масштабированная по требованиям ГОСТа Р51256-99. Педагог управляет светофорами с помощью специальных пультов, напряжение которых 12В. Доступен перечень режимов:
· длительность циклов в трёх вариантах;
· автоматический режим функциональности автогородка;
· ручной режим функциональности макета;
· комбинированный способ – работа в автоматическом и ручном режиме.
Для защиты от механических повреждений, воздействия внешней среды дорожные знаки покрываются специальной плёнкой, возвращающей свет по ГОСТу Р52290-2004, Р52282-2004. Они, в соответствии с правилами дорожной инфраструктуры, изготавливаются в пропорциональных размерах. Если задания, стоящие перед учащимися в ходе практикума меняются, то знаки можно демонтировать и изменить на новые.